Но главным шедевром был вновь приобретенный и восстановленный Каслинский чугунный павильон, который в первый раз был выставлен в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.
Павильон является жемчужиной коллекции Уральского художественного литья XIX-XX веков и в настоящее время это единственное в мире архитектурное произведение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
За более чем вековую историю Каслинский чугунный павильон пережил как триумф, так и забвение.
Он был выполнен по проекту петербургского архитектора Е.Е. Баумгартена в качестве выставочной витрины Кыштымского горного округа.
На Всемирной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже этот шедевр русской чугунной архитектуры был удостоен высшей награды в разделе «приготовление металлических изделий» - Большой Золотой медали и Гран-при «Хрустальный глобус».
В ноябре 1900 года выставка закончилась, павильон был демонтирован, упакован в ящики, отправлен в Касли и забыт на долгие годы.
В 1921 году первый советский директор завода отдал приказ о переплавке павильона, так как в советской России ощущался острый дефицит бытовых предметов первой необходимости.
От полного уничтожения павильона спасли старые каслинские мастера.
Они написали уездному начальству Екатеринбурга просьбу о сохранении шедевра для потомков.
Но к сожалению, телеграмма об отмене распоряжения директора пришла с опозданием – большая часть деталей была уже переплавлена.
Оставшееся литье было передано Свердловскому областному краеведческому музею, где в 1927 году в экспозиции «Уральское художественное литье» была представлена боковая стена павильона, восстановленная с помощью одного из создателей чугунного шедевра, мастера - модельщика К.Тарасова.
В 1936 году художественная коллекция краеведческого музея была передана в фонды открывшейся Свердловской картинной галереи, расположившейся по улице Вайнера,11.
В 1949 году руководство галереи обратилось на Каслинский завод за помощью в восстановлении павильона.
Большую роль в его возрождении сыграл сотрудник галереи академик Б.В. Павловский: он не только убедил партийное руководство Свердловска в необходимости выделения денег на реставрацию, но и провел большую исследовательскую работу.
В 1957-1958 годах бригадой мастеров под руководством начальника цеха художественного литья Каслинского завода А.С. Гилева были воссозданы утраченные детали экспоната и произведен его монтаж.
3 мая 1958 года состоялось торжественное открытие павильона, произошло его второе рождение.
В 1986 году картинная галерея получила реконструированное здание бывшего госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода, находящееся в переулке Воеводина,5, на берегу реки Исети в Историческом сквере - месте, где был заложен город.
Павильон был демонтирован и перенесен в новое помещение бригадой специалистов Свердловского зонального отделения «Росмонументискусство».
Консультировали работу Б.В. Павловский и старший скульптор цеха художественного литья Каслинского завода А.С. Гилев.
Перед специалистами стояла задача максимально приблизить облик павильона к первоначальному.
В Каслях заново изготовили все детали ажурного навершия с датой 1900, А.С. Гилев воссоздал два венчающих павильон штандарта с эмблемами Кыштымского завода.
9 июня 1986 г. состоялось третье рождение уральского чуда.
Но работы по восстановлению исторического облика не были завершены до конца.
В 2000 году, к 100-летнему юбилею павильона, удалось закончить золочение фрагментов рельефов, и только в 2010 году у Екатеринбургского музея изобразительных искусств появилась возможность провести заключительный этап исторической реконструкции - вышивку балдахина золотыми эмблемами Кыштымского горного округа.
Ну, в общем, вы наверняка видели этот павильон, когда приезжали в Екатеринбург?.