Впервые, Памир упоминается в шестом веке нашей эры одним путешественником из поднебесной - Суань Цзаном. В своем дневнике он пишет: «...царствует здесь страшная стужа, и дуют порывистые ветры. Снег идет и зимою и летом. Почва пропитана солью, и густо покрыта мелкой каменной россыпью. Ни зерновой хлеб, ни плоды произрастать здесь не могут. Деревья и другие растения встречаются редко. Всюду дикая пустыня, без следа человеческого жилища..."
Даже Марко Поло он не порадовал: «...поднимаешься, говорят, в самое высокое место в свете... Двенадцать дней едешь по той равнине, называется она Памиром; и во все время нет ни жилья, ни травы, еду нужно нести с собой. Птиц тут нет оттого, что высоко и холодно. От великого холода и огонь не так светел и не того цвета, как в других местах..."
Какие только эпитеты он не получал: и «Крыша мира» и «Подножие смерти» или «подножие Митры» (бога Солнца)... и у каждого есть свои основания.
У нас теперь есть возможность проверить каждое из них.
Фото размещено на NetPrint.ruДля начала пересекаем Алайскую долину.
Фото размещено на NetPrint.ruФото размещено на NetPrint.ruПо площади эта территория занимает 1700 квадратных километров.
Фото размещено на NetPrint.ruА по высоте - от 2240 м на западе до 3536 м на востоке.
Фото размещено на NetPrint.ruОкружена с четырех сторон горными массивами: Памир (на юге), Гиссаро-Алай (на севере), с запада Алайский и на востоке Заалайский хребет.
Фото размещено на NetPrint.ruОчень живописное место!
Здесь прошли границу Кыргызстана и вступили на нейтральную полосу. Её дорожная протяженность примерно 18 километров. Трасса разбита ужасно. «Ползли» почти час, зато всё можно было в деталях рассмотреть.
Фото размещено на NetPrint.ruНа крутых склонах яки ищут себе пропитание.
Фото размещено на NetPrint.ruИ делают так круглый год. Этих животных в теплое стойло на зиму не загоняют.
Долину мы прошли, а теперь небольшой вздох перед подъемом на перевал Кызыл-Арт.
Фото размещено на NetPrint.ruВысота перевала 4282м.
Здесь проходит географическая граница Таджикистана. И начинается Горно-Бадахшанская область.
Фото размещено на NetPrint.ruФото размещено на NetPrint.ruЭта автономная область занимает почти 45 % всей территории страны.
Фото размещено на NetPrint.ruЧерез несколько километров расположено КПП. Прошли границу, поставили штамп и дальше продолжили путь.
Фото размещено на NetPrint.ruФото размещено на NetPrint.ruГраница.
Фото размещено на NetPrint.ruЭти лунные, но невероятные по красоте пейзажи претерпели такое количество войн и захватов! И арабы, и афганцы, и китайцы и монголы, даже Моголы какое-то время управляли здешними народами. Англичане тоже пытались установить контроль над этой территорией, и Российская империя имела здесь свой интерес. Всем что-то было нужно от этих выжженных солнцем камней.
Но правители приходят и уходят, а горы стоят миллионы лет, наблюдая, как маленькие человечки делят то, что им не принадлежит.
Фото размещено на NetPrint.ruДелаем остановку,
Фото размещено на NetPrint.ruНа горизонте показалось озеро Каракуль.
Фото размещено на NetPrint.ruПереводиться как «Черное озеро». Хотя сейчас всё с точностью до наоборот. Берег черный, а озеро белое…
Мы решили подняться на холмы, чтоб было лучше видно, а заодно и прогуляться. Высота 3900 м.
Фото размещено на NetPrint.ruХолодно. Ветер просто пронизывающий.
Вот что он делает с камнями:
Фото размещено на NetPrint.ruЯ взлетела на первый холм и чувствую воздуха мало, дышать трудно, чувствуешь себя так будто марафон пробежала. Отдышалась и дальше. Когда двигаешься - адаптируешься быстрее. Через некоторое время ощущение дефицита кислорода прошло.
Ветер все таки загнал нас по машинам, но не сразу…
После небольшой дискуссии, было решено пообедать на берегу озера.
Сошли с трассы и по камням. Ехали, ехали - надоело. Останавливаемся как есть. И разворачиваем «скатерть самобранку». Холодный обед с горячим чаем!
Фото размещено на NetPrint.ruВетер лютовал, пытаясь вытащить из нас каждую крупинку тепла.
Но настроение отличное! Настоящий сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается!
Фото размещено на NetPrint.ruДа и такой ветер способен создавать причудливые облака и краски, как в небе, так и на земле.
Фото размещено на NetPrint.ruФото размещено на NetPrint.ruПогода в очередной раз меняется, а мы едем по направлению к самому высокогорному участку дороги бывшего Советского Союза – перевал Ак-Байтал.
Фото размещено на NetPrint.ruФото размещено на NetPrint.ruЕго высота 4655 метров!
Фото размещено на NetPrint.ruВ тридцатые годы двадцатого века водителю, за то, что он преодолел эту дорогу с перевалом, вручали орден Трудового Красного Знамени!
Фото размещено на NetPrint.ruРаньше здесь было очень опасно ездить, да и теперь сюда лишний раз никто не стремится. То дождями размывает, то обвалы, то снежные заносы…
Фото размещено на NetPrint.ruВот мы и прибыли, на самую высокую точку!
Фото размещено на NetPrint.ruНет здесь ни флага, ни башни, даже таблички… Но это место выше чем гора Белуха (4509м), выше горы Маттерхорн в Альпах (4478м) и на тысячу метров больше чем вершина Восточных Саян Мунку-Сардык (3491м).
Фото размещено на NetPrint.ruТак высоко не летают даже птицы!